Режим работы:

Зимний период (с 01 октября по 30 апреля)

С 9:00 до 18:00

Прием посетителей и продажа билетов с 10:00 до 17:00

Праздничный день – 1 января.

Летний период (с 01 мая по 30 сентября)

С 10:00 до 19:00

Прием посетителей и продажа билетов с 10:00 до 18:00

четверг с 10:00 до 21:00

Без выходных.

Мы в соцсетях

Историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское" - уникальный комплекс под открытым небом. Это исторически сложившаяся центральная часть сибирского села конца XIX - начала XX веков. Ежегодно музей принимает свыше 250 тысяч посетителей. Добро пожаловать в музей-заповедник «Шушенское»!

Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

1 сентября для миллионов российских школьников прозвенел звонок, возвестивший начало нового учебного года. По многолетней традиции сигнал этот подается бронзовым колокольчиком, который в старину назывался поддужным.

Пожалуй, ни с одним предметом русского быта не связано столько легенд, рассказов и сказок, как с поддужным колокольчиком. Поддужные колокольчики – чисто русское изобретение. До сих пор к ним относятся с особой нежностью, видя в этом звенящем чуде удаль и волю русского народа. В чём загадка колокольчика, никто не знает до сих пор.

В музее-заповеднике «Шушенское» есть коллекция поддужных колокольчиков, она насчитывает более 60 колокольчиков, бубенчиков (разновидность колокольчиков), ботал. Некоторая часть их представлена в экспозиции. Эти предметы собирались с 1970-х годов сотрудниками музея в сёлах и деревнях Красноярского края, бывшей Енисейской губернии. В коллекции музея представлены колокольчики мастеров Валдая, Касимова, Слободского, Павлово, с. Пуреха, и др.

Зачем нужны были колокольчики? Ради украшения? Не совсем. Есть версия, что вместе с расцветом курьерской и почтовой езды на тройках возникла потребность в специальных сигнальных средствах. Они должны были издавать звук, слышимый на значительном расстоянии. Для этого стали использовать сигнальный рожок, который изготавливали из бычьего рога. Но ямщики упорно игнорировали европейскую новинку, уж слишком слабым был его сигнал. Тогда рожок заменили обычным свистом. Ямщики говорили, что под молодецкий посвист лошади бегут быстрее. Ямщиков за это наказывали штрафами, побоями, но наказания не помогали.

Тогда-то поддужный колокольчик и стал неотъемлемой частью почтовых троек. Да и удобное место для подвески колокольчика сразу нашлось – дуга над головой коренника (средней лошади) тройки. Весёлый звон колокольчика, радуя слух, скрашивал однообразие утомительной езды. Колокольчик, подвешенный под дугой тройки, называли  также почтовым, ямским. Можно услышать и название «валдайский». Это оттого, что родиной этого промысла стал город Валдай Новгородской губернии.

Центры литья колокольчиков обычно возникали на крупных почтовых трактах или на судоходных реках, пересекавших эти тракты. Валдай располагался посредине тракта Петербург-Москва – главной почтовой магистрали России. Другими крупными центрами  промысла были города Касимов Рязанской губернии, Слободской Вятской губернии, Кунгур Пермской губернии, Тюмень Тобольской губернии, село Павлово Нижегородской губернии. Существовало множество и мелких центров литья колокольчиков. Так, к концу XIX века основной центр промысла обосновался в селе Пурех Нижегородской губернии.

 

Ямщики предпочитали колокольчики, украшенные орнаментами, надписями. В музейной коллекции есть колокольчики с надписями: «Купи, барин, не скупись – езди, веселись», «Кого люблю, тому дарю», «Дар Валдая». «Вот мчится тройка удалая – колокольчик, дар Валдая» – эту фразу из стихотворения Ф. Глинки литейщики с удовольствием воспроизводили на «юбочке» поддужных колокольчиков. Позже она сократилась до фразы «Дар Валдая». С такой надписью в коллекции несколько колокольчиков.

В фондах музея хранятся колокольчики, отлитые на заводах Егора Спиридоновича Клюйкова в селе Пурех Нижегородской губернии; Михаила Макаровича Трошина и Андрея Ивановича Бадянова – колокольни «Трифонова… 1807»; мастеров Егора Макарова – 1879; Василия Ситникова в Слободском Вятской губернии. Имеется в коллекции несколько колокольчиков с серебром. Тонкий слой серебра наносили на изделие, как говорили мастера, для улучшения звона. На самом деле современные исследования показали, что примесь серебра в сплавах настолько ничтожна, что никак не влияет на качество звучания.  А вот цвет колокольчика менялся, становился более светлым. Такие колокольчики называли белыми.

Верили крестьяне в чудодейственный звон колокольчика. Считали, что звон обладает божественной силой, оберегает  от «нечистой силы». Поэтому, отношение к колоколу как к оберегу, как к спасению от злых сил в крестьянской среде было распространено повсеместно. Недаром в праздники, на свадьбах под дугой тройки подвешивали колокольчики.

Поддужный колокольчик жил больше 150 лет. Исчез он тогда, когда появилась железная дорога, вытеснившая русскую тройку. И хотя старинные колокольчики, бубенцы давно утратили своё функциональное назначение и превратились в произведения декоративно-прикладного искусства, предметы коллекционирования, по-прежнему их мелодичный звон волнует русскую душу.

Ольга Крылатова, старший научный сотрудник музея-заповедника «Шушенское»

Фото Сергея Казеннова


( 2 Votes )
Интересная статья? Поделись ей с другими: