Режим работы:

Зимний период (с 01 октября по 30 апреля)

С 9:00 до 18:00

Прием посетителей и продажа билетов с 10:00 до 17:00

Праздничный день – 1 января.

Летний период (с 01 мая по 30 сентября)

С 10:00 до 19:00

Прием посетителей и продажа билетов с 10:00 до 18:00

четверг с 10:00 до 21:00

Без выходных.

Мы в соцсетях

Историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское" - уникальный комплекс под открытым небом. Это исторически сложившаяся центральная часть сибирского села конца XIX - начала XX веков. Ежегодно музей принимает свыше 250 тысяч посетителей. Добро пожаловать в музей-заповедник «Шушенское»!

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

СИБИРЯК НЕ ТОТ, КТО МОРОЗА НЕ БОИТСЯ,

А КТО МОРОЗА УМЕЕТ ХОРОНИТЬСЯ


Если вы представили себя в зрительном зале перед сценой, где лицедействуют актеры, спешу остановить ваши феерические фантазии. Для меня весь мир подлинного народного, или этнического, традиционного костюма с его драматической историей от происхождения, распространения, заимствований, трансформаций до закономерного «ухода» в прошлое и превращения в музейный экспонат представляется театром.

В этом удивительном театре вещей их создатели, люди, присутствуют незримо или молча смотрят на нас со старых фотографий, а если и говорят, то со страниц книг благодаря великим сподвижникам русской культуры, собирателям, этнографам, архивистам.

В Красноярском крае самой представительной коллекцией крестьянского костюма обладает Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское». Год культуры России и 80-летие Красноярского края музей отметил выставкой, которая получила название «Крестьянский костюм Енисейской губернии. Конец XIX - начало XX веков» (Красноярский край занимает большую часть территории бывшей Енисейской губернии). Выставка демонстрирует особенности бытования русского традиционного костюма в восточносибирском регионе.

В Сибири, как и по всей России, самой распространенной одеждой у крестьян были рубахи, которые имели туникообразный крой. Изготавливались женские и мужские рубахи, впрочем, как и мужские порты, изо льна и конопли. Интересные экземпляры такой одежды (например, мужские порты с широким шагом, модные сегодня у женщин), старинные льняные, конопляные, полушерстяные ткани домашней выработки – все это можно увидеть в музейном театре этнического костюма. Здесь же на рабочем ходу ткацкий стан «кросна», на котором изготавливали ткани в домашних условиях. Рубахи украшены вышивкой. Общеславянская цветовая гамма вышитых узоров указывает на конкретные условия ношения рубах. Например, вышивкой только белыми нитками у сибирячки могла быть украшена венчальная рубаха. Нередко, по традиции, она оставлялась на смерть. Обязательным элементом костюма сибирских крестьян был традиционный пояс.

Для современных жителей Сибири, не знакомых с историей русского этнического костюма, женский комплекс горничной одежды Орловской губернии с распашной поневой – настоящее открытие. Костюм был изготовлен в 90-х годах XX века сотрудниками музея-заповедника «Шушенское» по этнографическому образцу из коллекции Государственного Исторического музея (г. Москва). Распашную набедренную одежду – поневу – носили замужние женщины в южнорусских губерниях – Воронежской, Курской, Орловской, Рязанской, Тамбовской и др. Немало переселенцев с тех русских земель оказалось на юге Енисейской губернии, в том числе в Шушенской волости, в конце XIX и в начале XX веков. Похоже, на новом месте, в Сибири, поневы быстро забывались, традиции их ношения утрачивались. Во всяком случае, в фондах шушенского музея нет ни одной старинной поневы.

Всем знакомый сарафан более всего был популярен в европейской части страны на Русском Севере и в центральных губерниях, а затем распространился и в южные губернии России. Получил распространение сарафан и в Сибири. Царь Петр I приложил немало усилий, чтобы приучить русских людей носить одежду европейского типа. И вот результат: если в XVII веке сарафан был одеждой женщин всех сословий, то с середины XIX века его носили уже только крестьянки. Именно в это время на авансцену театра этнического костюма выходит, так называемый, круглый сарафан. Он выгодно отличался от громоздкого косоклинного сарафана своей легкостью и простотой изготовления. Его еще называли прямым, потому что шился из четырех – восьми прямых полотнищ ткани, преимущественно фабричного изготовления. Представленный на нашей выставке круглый сарафан из покупной ситцевой ткани был привезен в Сибирь из центральной России. Сшит он из пяти полотнищ, четыре из которых собраны в сборку на спине, и только одно полотнище, также собранное в сборку, располагается спереди. Не меньший интерес вызывает сшитый из фабричной ткани вологодский сарафан без лифа, больше похожий на высокую (до груди) юбку на тонких лямках.

Уникальный экспонат нашей выставки – украинский костюм Полтавской губернии: рубаха с характерной для конца XIX века цветочной вышивкой, корсетка из фабричной ткани и, гордость музейной коллекции, юбка-плахта из шерстяной ткани, выполненной в технике браного ткачества на кроснах. Детали костюма посчастливилось собрать в селе Кирове Алтайского района Республики Хакасия. Было время, когда это село входило в состав Енисейской губернии, а большую часть населения села составляли выходцы из Малороссии.

Мужской горничный костюм сибиряка однороден и, на первый взгляд, кажется не столь интересным. В нем не так просто отыскать особенности локальных культурных традиций. И все-таки никого не оставляют равнодушными косоворотки из белой фабричной ткани и льняной домотканой пестряди. Белые праздничные рубахи обильно украшены розами, вышитыми популярным «крестиком». Вышивка на мужских и некоторых женских рубахах, русских и украинских, демонстрирует растущую с конца XIX века популярность так называемых «брокаровских узоров».

Но вот что характерно, уже в середине XIX века у сибирских крестьян, главным образом, старожилов, потомков первых русских поселенцев, широкое распространение получает городской костюм. Традиционные рубахи и сарафаны из домотканой и недорогой фабричной ткани становятся рабочей одеждой. Домотканая одежда используется, в том числе, как неотъемлемая часть традиционных ритуалов, совершаемых сельскими жителями для достижения высоких результатов труда. Нередко традиционная нарядная праздничная одежда складывалась в сундуки и бережно хранилась как память о родителях. Городская одежда, будничная и праздничная, покупается или шьется из  дорогих фабричных тканей по картинкам из модных журналов. В этой одежде отсутствует вышивка, но кофты, например,  украшают широкие фигурные воротники или узкие частые складочки, покупное кружево, ассиметрично расположенные застежки с рядом часто расположенных пуговиц. Для пошива такой одежды сибиряки приобретали ткани, привозимые из Бухары, Китая, Персии, а также из городов Европейской России. Все это представляет музейный театр этнического костюма.

Будем откровенны, исследователи по-разному оценивают проникновение в сельский быт городской одежды. Одни считают ее этнически невыразительной, обвиняют в разрушении костюма-символа, характерного и привычного для традиционного общества. Объективности ради вспомним, что происходит это именно тогда, когда в определенной степени разрушалось и само традиционное общество. Другие исследователи обращают внимание на генетическую связь городского костюма с этническим. И впрямь, основу мужского городского костюма составляли узкие брюки на поясе и клешеная рубаха, на которую сверху могли быть надеты жилет или пиджак, основными элементами женского костюма были платье или юбка с кофтой, так называемая «парочка». Таким образом, городской костюм, предполагавший одновременное надевание набора вещей, сохранял принцип комплектности и многослойности, столь характерной для женского этнического костюма. Более того, кофты шились таким образом, чтобы в «парочках» носить их навыпуск. Не удивительно, что женщины свободно соединяли городские юбки, кофты и платья с традиционными рубахами и фартуками. Интересно отметить, что на переходном этапе обязательной частью мужского и женского костюма оставалось наличие пояса и головного убора, скрывающего волосы. У женщин особую популярность приобретает фабричный платок и его разновидность – шаль.

Получается так, что быт сибиряков не был обременен противоречием между городским и этническим костюмом. Нередко случалось, что одни и те же люди просто использовали их в разных ситуациях. На рубеже XIX-XX веков у сибирских крестьян даже традиционная обрядовая одежда, например, свадебная, меняется на городскую. В нашем театре вполне органично было бы появление образа известного историка XIX века Афанасия Петровича Щапова, с восторгом пишущего свою оду сибирскому крестьянину: «Мода всецело господствует в Сибири и покоряет население. Пиджаки, жилеты, фуражки составляют принадлежность костюма сельской молодежи. Сибирский крестьянин никогда не знал лаптей, и сапоги для него – постоянная обувь. У женщин сарафан – рабочий костюм. А носят блузы и шерстяные платья, чулки, ботинки. Особый шик – лакированные галоши!». Шушенский музей представляет модные у сибиряков «галоши» российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник», основанной в 1860 году в Санкт-Петербурге.

Трудно не согласиться с выводом современного красноярского историка Бориса Ермолаевича Андюсева о том, что высокий уровень жизни, свобода и самостоятельность определили рождение нового, необычного для рядового жителя Европейской России внешнего облика сибирского крестьянина, прежде всего, старожила: опрятность, чистота, достаток, обязательное наличие праздничной «покупной» одежды у каждого человека. Особенно это касалось сибирячек, которые позволяли себе носить то, что в Европейской России обычно носили горожанки «высоких» сословий.

Вот и верхняя одежда тоже постепенно меняется на городскую. В моде – пальто, изящные шубки. Но еще долго сибиряки будут бережно хранить и носить шабуры, овчинные тулупы, козьи дохи, волчьи шубы и, конечно, дорогие, расшитые узорами валенки, потому что «сибиряк – не тот, кто холода не боится, а тот, кто холода умеет хорониться». Все это обыкновенное, привычное для прошлых веков представляется экзотикой в наше время. Кто сегодня наденет шубу на осеннее пальто?! А наши предки надевали!

Театр этнического костюма являет собой хранилище многовекового народного опыта и мудрости, демонстрирует величие духа, восхитительную способность и готовность русского человека устраивать свою жизнь в новых предлагаемых обстоятельствах, в экстремальных, опасных для жизни условиях и, презрев все трудности, добиваться успеха, быть успешным и состоятельным на сибирской земле.

 

Н.А. Сухова, заведующая отделом культурно-

досуговой деятельности и массовых мероприятий

Историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское».

 

Опубликовано в журнале «Мир музея» № 12 (2014 г.)


( 0 Votes )
Интересная статья? Поделись ей с другими: