Режим работы:

Летний период (с 01 мая по 30 сентября)
с 10:00 до 19:00

четверг с 10:00 до 21:00

Зимний период (с 01 октября по 30 апреля)
с 09:00 до 18:00

Без выходных.

Праздничный день – 1 января.

Мы в соцсетях

Историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское" - уникальный комплекс под открытым небом. Это исторически сложившаяся центральная часть сибирского села конца XIX - начала XX веков. Ежегодно музей принимает свыше 250 тысяч посетителей. Добро пожаловать в музей-заповедник «Шушенское»!

Обзорная экскурсия

Историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское" - музей под открытым небом, занимает площадь 16,4 га.
Обзорная экскурсия по музею знакомит посетителей с жизнью сибирских крестьян на рубеже XIX-XX столетий.
Во время экскурсии посещаются дома, усадьбы сибирских крестьян разного достатка, происходит знакомство с их традиционными занятиями земледелием и скотоводством, ремеслами и промыслами, с их обрядовой и праздничной культурой.
В обзорный экскурсионный маршрут входит также посещение здания волостного правления с тюрьмой, общественного питейного заведения и торговой лавки. Экскурсантам предлагается осмотреть мемориальную обстановку в домах, где в годы сибирской ссылки жил В.И. Ленин.

Продолжительность экскурсии 1 час 30 минут.
Состав группы до 20 человек.

 

Тематические экскурсии:

 

"Живая старина"

Цикл тематических экскурсий для дошкольников и младших школьников

 

Этот цикл тематических экскурсий предоставляет уникальную возможность в занимательной и доступной форме познакомить маленьких граждан России с подлинными памятниками истории и культуры своего народа, своей родины, побуждает детей к творчеству и формирует способность воспринимать культурное наследие как часть настоящего и будущего.
Приобщение детей к музейным ценностям способствует развитию их духовности и эстетических представлений, формирует навыки восприятия музейной экспозиции и потребность в общении с музеем как хранилищем общечеловеческих ценностей и памяти.

1. Что такое музей?
Во время экскурсии дети увидят крестьянские дома, документы, фотографии. Познакомятся с музеем как хранилищем памяти народа, выяснят значимость и необходимость музея для общества. Познакомятся с понятиями: экспонат, экспозиция, экскурсия, экскурсовод, экскурсант.
2. Кто жил в Шушенском 100 лет назад ?
Экскурсия знакомит с селом конца XIX - начала ХХ веков, с жизнью крестьян, купцов, политических ссыльных. Дети узнают, люди каких национальностей проживали в Шушенском.
3. Кто и как строил дом?
Дети узнают, как в старину строили дома, какой материал использовали, увидят инструменты плотника. Отгадают загадки, построят макет крестьянского дома.
4. Убранство дома.
Экскурсия знакомит с планировкой крестьянской избы, с предметами быта, с тем , что собой представляет красный угол, чем отличается интерьер кухни, горницы, горенки.
5. Жизнь крестьян в загадках, пословицах и поговорках.
В беседе используются загадки, пословицы, поговорки, в которых отразились занятия крестьян и морально-этические нормы взаимоотношений в крестьянском быту.
6. Как хлеб на стол пришел ?
Театрализованное представление в крестьянском доме. Детей ждет встреча с "домовым", который расскажет, как в старину выращивали хлеб. (В процессе беседы дети могут продемонстрировать свои знания пословиц и поговорок о труде.)
7. Сказ про рыбака.
Эта экскурсия проходит в форме игры, в ходе которой дети узнают о забытом способе ловли рыбы - лучении, о том, какая рыба водилась в озерах и реках Шушенской волости в конце XIX века, какие блюда из нее готовили, увидят снасти рыбака, поплетут корчагу, отгадают старинные загадки.
8. Сказка про охотника.
В доме охотника детей ждет увлекательная встреча с "лесным человеком", с "птичкой - невеличкой", охотником. Они увидят охотничье снаряжение, старинное ружье, узнают, какие птицы и звери водились в окрестностях Шушенского.
9. Как рубашка в поле выросла?
Беседа о том, как в старину крестьяне выращивали и обрабатывали лен, изготавливали из него одежду. Дети увидят старинные орудия труда для обработки льна.
10. Ткачество.
Дети знакомятся с тем, как в давние времена женщины ткали ткани, из которых изготавливали одежду, скатерти, полотенца. Увидят работу старинного ткацкого стана.
11. Чудо-пояс.
Дети узнают, как в старину плели пояса на пальцах, на дощечках, на берде. Занятие предоставляет детям возможность попробовать себя в этом виде декоративно-прикладного творчества.
12. О чем расскажет старая прялка?
Экскурсия знакомит с древнейшим орудием женского труда - прялкой. Прялку украшали резьбой, росписью. Она была оберегом, защищала людей от несчастий, болезней, нечистой силы.
13. Как рукодельница семью одевала?
Из экскурсии дети узнают, как в старину крестьянка одевала семью. Какую одежду шила, вязала. Смогут поработать на старинной швейке и швейной машинке.
14. Полотняное чудо.
Беседа знакомит с музейной коллекцией полотенец. Дети увидят полотенца браные, украшенные вышивкой, кружевом. Узнают, почему на полотенцах вышивали оленей, птиц, деревья, цветы. Будут отгадывать загадки, кроссворды.
15.Тайны старинного узора.
Из беседы дети узнают, что такое узор, как он появился, какими знаками в древнем узоре обозначались земля, вода, солнце и другие образы, почему эти знаки стали оберегами.
16. Из бабушкиного сундука.
Из беседы дети узнают, что хранили бабушки в своих сундуках. Увидят одежду взрослых и детей, полотенца, скатерти и другие предметы домашнего быта.
17. Берестяная посуда.
Посуда из бересты не только легка, красива, она очень удобна и практична в быту. Продукты в ней долгое время не портятся. Как заготавливали бересту, обрабатывали ее, что из нее делали в Шушенском в конце XIX века можно узнать, побывав на экскурсии "Посуда из бересты".
18. Деревянная посуда.
На усадьбе экскурсовод покажет детям мастерскую бондаря, орудия труда, заготовки для будущей посуды. В одном из амбаров дети увидят готовые изделия, узнают, для чего они предназначались, а также побывают в доме бондаря.
19.Волшебная глина.
Как люди использовали глину, как ее добывали в конце XIX века шушенские крестьяне, какую посуду из нее делали, как украшали ее - все это дети узнают, побывав в одном из крестьянских домов.
20. Что ели и пили крестьяне в старину.
На занятии дети узнают, что ели наши предки 100 лет назад, почему мы говорим: "Наелся досыта", "Ну, и каша заварилась!".
21. Старинные детские игрушки.
Дети увидят игрушки из глины, дерева, ткани. Узнают, как их делали.
22. "Потягушеньки, порастушеньки".
В игровой форме через колыбельные песенки, пестушки, потешки, прибаутки и игровые песенки, заклички и приговорки детям предлагается как-бы прожить один день, испытав радость общения с близкими людьми (мать, бабушка), радость открытия мира.
23. Старинные народные игры и забавы.
Детям предлагаются старинные народные игры, развивающие внимание, ловкость.
24. Книга как источник материальной и духовной культуры.
Беседа о том, какими были древние книги, как они появились. Дети увидят глиняные и восковые таблички, из которых составляли книги, познакомятся со старинными книгами интересного, необычного оформления из коллекции музея.
25. Пришла коляда.
На занятии рассказывается легенда о том, что злая Зима превратила молодое Солнышко в волченка. Но с приходом Весны чары растают. Дети разучивают и исполняют колядки.
26. Тайны старинного узора.
В ходе экскурсии дети узнают, что такое узор, как он появился, какими знаками в древнем узоре обозначались земля, вода, солнце и другие образы. Почему эти знаки стали оберегами.
27. Как в старину строили дом.
Дети узнают, как в старину строили дома, какой материал использовали, увидят инструменты плотняка, отгадают загадки.
28. В музей за сказкой.
Во время экскурсии дети побывают в гостях у сказочного персонажа, вспомнят любимые сказки, побудут сами сказочными героями.
29. Умел дитя родить, умей научить.
30. Легенды о растениях.
Детям рассказывают сказки о растениях. Учат изготовлению кукол-крупяничек.
31. Традиции русского чаепития.
На примере музейных предметов раскрывается тема чаяпития у крестьян в конце XIX - начале XX столетия.

 

"История и культура края"

Цикл тематических экскурсий для учащихся 6-8 классов к учебному курсу


Основное содержание уроков - экскурсий этого цикла знакомит с историей заселения и освоения русскими территорий Минусинской котловины в первой половине XVIII века, а также с основными занятиями, бытом, религиозными воззрениями и обрядовой культурой русского населения Сибири конца XIX - начала ХХ веков. Особое внимание уделяется истории села Шушенского и Шушенской волости. Уроки - экскурсии проводятся в экспозициях Государственного историко-этнографического музея-заповедника "Шушенское" или в школах с использованием музейных коллекций. Экскурсии предлагаемого цикла учителя могут использовать по своему усмотрению. Продолжительность урока-экскурсии от 20 до 40 минут.

 

 

 

1. История села Шушенского.
В ходе экскурсии школьники узнают, кто и когда основал село Шушенское. Откуда появилось такое название. На фотографиях дети увидят, как выглядело село в конце XIX века. Их внимание привлечет макет Шушенской церкви Святых Петра и Павла. Ребята поиграют в игру "Казаки".
2. Роль волостного правления в системе управления государственными крестьянами.
Школьникам предлагается принять участие в ролевой игре "На волостном крестьянском сходе". В ходе игры происходит их перевоплощение в крестьян, которые решают жизненно важный вопрос об избрании нового волостного старшины. Дети делают вывод, какими качествами должен обладать лидер, человек, который идет в органы управления. Желающие могут попробовать себя в роли волостного старшины и волостного писаря.
3. Роль Шушенской православной церкви в жизни крестьян.
Во время экскурсии школьники познакомятся с архивными документами, раскрывающими историю Шушенской церкви. Узнают о династии священников Лахиных, служивших 70 лет, о значении церкви в жизни крестьян, а также увидят макет Шушенской церкви Святых Петра и Павла и предметы культа.
4. Русская православная икона.
Во время лекции учащиеся познакомятся с некоторыми иконами из коллекции музея - заповедника, признанной лучшей в Красноярском крае. Узнают, что такое икона, кого изображали иконописцы, о роли православной иконы в обрядовой культуре сибирских крестьян.
5. Сибирская ссылка В.И.Ленина.
Сибирская ссылка - "санаторий, курорт", как говорят некоторые, или же серьезное испытание, изоляция от внешнего мира, от родных и товарищей. Праздная жизнь в свое удовольствие или огромная работа по созданию в России рабочей партии? Об этом вы можете судить, побывав на экскурсии "Сибирская ссылка В.И.Ленина". Ленин не только революционер, пишущий ночи напролет свои многочисленные труды, не только юрист, знающий все законы, но и товарищ по ссылке, муж, просто человек - любитель побродить с ружьем по лесу, покататься с ребятишками на коньках, почитать любимые книги, сыграть с товарищами в шахматы. Экскурсия основана на подлинных документах, воспоминаниях местных крестьян, родных и близких Ленина, а также на подлинных вещах, которые школьники увидят в двух домах, где пришлось жить Владимиру Ульянову в Шушенском в годы сибирской ссылки.
6. Земледелие крестьян - сибиряков.
Спорили соха и борона. "Глубже да уже",- упрекала борона соху. "Шире да мелок", - говорила соха бороне. Рассудить этот спор можно, побывав на экскурсии, которая знакомит со старинными орудиями земледелия, с тем, как выращивали хлеб наши прабабушки и прадедушки. Желающие могут попробовать управляться с цепом для обмолота зерна.
7. Охотничий промысел в Саянах.
Почему на охоту ходили только мужчины? Где лучше поставить капкан на медведя? Какие звери водились в окрестных лесах села Шушенского? Какова одежда охотника? На эти и другие, интересующие школьников, вопросы ответит экскурсия.
8. Рыболовный промысел на Енисее.
"Не накормит земля, накормит вода", - говорили крестьяне - рыбаки. Но для этого нужно знать секреты рыбной ловли, уметь хорошо изготовить самые сложные приспособления для рыбалки, обладать ловкостью и мастерством при лучении рыбы. Как все это делали в старину, можно узнать, побывав в старинном доме рыбака.
9. Пчеловодство.
Экскурсия проходит на усадьбе пчеловода, где размещены ульи, а также инструменты конца XIX века, относящиеся к пчеловодству. Школьникам небезынтересно будет узнать, когда появились пчелы на земле, как они попали в Сибирь, где жили первые пчелы, как называли первого пчеловода. Пчелиная семья для первобытного человека была сверхъестественным, таинственным явлением природы. С древних времен до наших дней сохранились многочисленные легенды и мифы о пчеле, о меде. А какие именно, школьники узнают во время экскурсии.
10. Кузнечное ремесло.
Во время экскурсии школьники побывают в настоящей кузнице, увидят горн, наковальню, верстак, предметы конца XIX века, которые когда-то были выкованы кузнецом. Также они узнают, что еще в каменном веке люди научились добывать руду из метеоритов и изготавливать разные предметы быта.
11. Бондарное ремесло.
Множество старинной деревянной посуды сегодня можно увидеть только в музеях или кинофильмах. В ходе предлагаемой экскурсии представляется возможность познакомиться с традиционным бондарным ремеслом сибирских крестьян и различными видами бондарной посуды.
12. Гончарное ремесло.
Глина сама по себе неброский материал. Вдохнуть в нее жизнь может только человек. Красоту и изящество ей придают руки мастера. Тематическая экскурсия знакомит с технологией изготовления глиняной посуды с древнейших времен до наших дней. Самое интересное - посещение гончарной мастерской, где можно увидеть, как в руках гончара обыкновенный кусок глины превращается, зачастую, в произведение искусства. А у кого появится желание сделать что-то самому - в нашей "гончарке" ему представится такая возможность.
13. Сапожное ремесло.
Во время экскурсии школьники побывают в доме сапожника, где познакомятся с технологией сапожного ремесла, увидят специальные инструменты, обувь, которую носили шушенские крестьяне, а также узнают, как она видоизменялась: от коры дерева, привязанной к ноге, до современной.
14. Ткачество.
Экскурсия знакомит с процессом обработки льна и конопли, из которых шушенские крестьяне ткали ткани. Желающие смогут поработать на старинном ткацком стане.
15. Русский народный костюм.
"По одежке встречают, а по уму провожают", - так говорили в старину мудрые люди. Для чего человеку нужна одежда? Что надевали наши предки в праздники и в будни? Почему мы говорим:"распоясался" или "своя рубашка ближе к телу"? Об этом рассказ экскурсовода. Школьники увидят старинную одежду из фондов шушенского музея-заповедника и коллекцию костюмов разных российских губерний, изготовленную по этнографическим образцам в швейной мастерской музея.
16. Символика украшений.
Древние узоры появились задолго до появления письменности. Являясь частью природы, человек научился создавать узоры из условных знаков - символов, где каждая линия, каждое начертание были полны смысла и являлись одним из средств общения. С помощью узора человек выражал свое мироощущение и отношение к непонятным явлениям природы. Во время экскурсии школьники узнают, почему говорили в народе : "Не земля родит, а небо", сами расшифруют древние узоры на прялках, полотенцах, которые хранятся в фондах музея.
17. Торгово-промышленные заведения Шушенского.
Во время экскурсии школьники посещают частную торговую лавку и общественное питейное заведение, знакомятся с товарами, которые завозились в Шушенское с крупных ярмарок, а также узнают о сибирском купечестве, о развитии торгового дела в Сибири и на юге Енисейской губернии.
18. Особенности питания сибиряков.
Что ели сибиряки в будни и в праздники?
Почему мы говорим: "Наелся досыта"?
Почему на свадьбу пекли "курник", на Пасху - куличи, а на Масленицу - блины ?
Почему при ссоре говорили : "Ну, и каша заварилась"?
Обо всем этом и многом другом можно узнать, побывав на экскурсии.
19. Народная медицина в Сибири.
Это увлекательный рассказ о лекарственных растениях Сибири, о том, когда их нужно заготавливать, как сушить и хранить , и конечно, о старинных рецептах и народных методах лечения разных заболеваний. Знакомство с медицинскими инструментами вековой давности и документами той эпохи дополнит представление школьников о состоянии медицинского обслуживания в селах Минусинского округа и Шушенской волости на рубеже XIX - XX веков.
20. Общественная жизнь сибирского крестьянства.
Молодежь рубежа XIX - XX веков: какой она была, ее интересы, увлечения, заботы и тревоги, как работали и отдыхали молодые люди, зачем собирались на посиделки и как проходили молодежные вечерки? Об этих и многих других сторонах общественной жизни крестьян рассказывает эта лекция - экскурсия.
21.Семейная жизнь сибирских крестьян.
На Руси в христианстве брак наполнялся глубоким духовным смыслом и мог быть заключен только в церкви. Какая семья пользовалась в деревне всеобщим почтением? Почему крестьянские семьи были прочными, а дети - дружными и работящими? На чем держался авторитет главы семейства? На эти и другие вопросы дает ответ лекция - экскурсия.
22. Календарный праздник "Зимние святки".
Нет ни одного празднования на Руси, которое бы сопровождалось таким богатым набором обычаев, обрядов, примет, как Святки. Во время экскурсии ученики примут участие в обрядах колядования, посевания, в старинных гаданиях.
23. Свадебный обряд в Сибири.
Свадьба является одним из самых важных событий в жизни человека. О смысле свадебного обряда, о том, как проходило сватовство, какие качества ценились в девушках - невестах и о многом другом можно узнать во время экскурсии, которая сопровождается обрядовыми песнями в исполнении участниц ансамбля русской песни "Плетень".
24. Народная проза И. И. Исаева.
Кто такие колдуны, лешии, оборотни, домовые? Все о нечистой силе, о добрых и злых духах - в рассказах И.И. Исаева.
25. Интерьер крестьянской избы.
Во время экскурсии можно узнать, как обустроена крестьянское жилище, где расположен красный угол, какую роль выполняла русская печка и многое другое.
26. Традиции сибирской крестьянской семьи в конце XIX - начале XX вв.
27. Особенности архитектуры села Шушенское конца XIX - начала XX вв.
28. Традиционные формы общения сибирских крестьян.
29. Личная гигиена. Мужские и женские прически. Косметика.
30. Архитектура крестьянских строений Минусинского округа и Приангарья.

Экскурсия знакомит с оформлением жилых крестьянских строений, с инструментами мастера, с классификацией видов резьбы.
31. Торговые люди в Шушенском конца XIX - начала XX вв.
32. Волостной крестьянский суд.

На экскурсии рассказывается о волостном крестьянском суде. Проводится ролевая игра "Волостной суд".
33. Икона в крестьянском доме.
34. Баня в жизни сибиряков.

В ходе экскурсии можно познакомиться с обрядами, традициями, связанными с баней, погадать на вениках.
35. Старинные русские меры длины, веса, объема.
Рассказ о том, какими мерами пользовались в старину для измерения длины, веса, объема жидкости, когда ещё не было понятия метр, килограмм, литр.
36. У самовара.
37. Народные традиции в гончарном ремесле сибирских крестьян.
38. Полотенце в жизни крестьян Сибири.

Беседа рассказывает о пременении старинных полотенец, об орнаментах, украшающих их. Сопровождается показхом предметов из коллекции музея-заповедника.
39. Как праздновали Новый год в старину.
40. "Лукоморье". Викторина по сказкам А.С. Пушкина.
41. Особенности приготовления ритуальных праздничных блюд сибирских крестьян в конце XIX - начале XX вв.

Рассказ об особенностях приготовления и подачи праздничных ритуальных блюд на Рождество Христово и Пасху. Используются интерактивные прием.


Интересная статья? Поделись ей с другими: